«Белорусские студенты проигрывают иностранным в мотивации, но выигрывают в добросовестности». Интервью ректора ГГУ Хахомова С.А.

Развитие IT-сферы в Беларуси усилило интерес молодежи к техническим специальностям. Вместе с успехом республики на рынке информационно-коммуникационных технологий меняется система образования в целом. О том, что такое концепция «Университет 3.0», о трансформациях в образовании и науке, а также сотрудничестве Беларуси с Россией и другими странами ЕАЭС, а также с Китаем в интервью корреспонденту «Евразия.Эксперт» рассказал ректор Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины Сергей Хахомов.

- Сергей Анатольевич, сфера Вашей деятельности связана с физико-математическими науками. Насколько популярны сегодня технические специальности в Беларуси?

- 30% студентов в Беларуси обучаются по специальностям юридического и экономического профиля (в России похожий процент). Но в последние годы наметилась тенденция роста интереса молодых людей к специальностям информационно-коммуникационных технологий и технического профиля. В Беларуси интерес к этому подогрел и подписанный Декрет «О развитии цифровой экономики».

В нашем университете есть довольно большой спектр специальностей, и многие из них относятся именно к техническому профилю и к сфере информационно-коммуникационных технологий. Это 4 специальности на математическом факультете (прикладная математика, программное обеспечение информационных технологий, информатика и технологии программирования и экономическая кибернетика) и 4 специальности на физическом факультете (компьютерная физика, электронные системы безопасности, программируемые мобильные системы и автоматизируемые системы обработки информации).

Мы наблюдаем в последние годы постепенный рост интереса абитуриентов к специальностям данного профиля. В Беларуси сейчас проводится Централизованное тестирование, а в России – Единый государственный экзамен. При подаче абитуриенты сразу же видят, какое количество человек с какими баллами подали заявления на ту или иную специальность, так как мы каждые 3 часа обновляем информацию. Поэтому сейчас важно не число поданных заявлений, а количество баллов, которое они набрали на тестировании. Мы видим, что растет проходной балл, который набрали на Централизованном тестировании поступающие на технические специальности абитуриенты.

- Вас не раз приглашали читать лекции за границей: в Финляндии, Японии, Польше. Как человек, знающий ту образовательную среду, какие качества белорусских студентов Вы считаете их преимуществом перед иностранными студентами, а чего им не хватает?

- Лекции в Японии я читал для аспирантов Высшей школы электроники и технологии, в Финляндии – тоже для аспирантов. Поэтому с ними сложно сравнивать студентов, обучающихся на первой ступени образования.

Но, на мой взгляд, белорусские студенты выигрывают в добросовестности, а проигрывают в мотивации. Во многих западных университетах студенты очень мотивированы: они понимают, что полученное ими образование в дальнейшем позволит развивать карьеру, занять то или иное положение и в конечном итоге скажется на их финансовом благосостоянии.

Мы наблюдаем, что многие белорусские студенты немного расслаблены в этом отношении. У нас существует система распределения, поэтому они знают, что первое рабочее место каждому выпускнику университета, который учился на бюджетной основе, будет предоставлено. Хотя сейчас ситуация в экономике тоже заставляет их «шевелиться».

- Некоторые ребята в России сегодня тоже предпочли бы отказаться от свободы в пользу системы распределения…

- Мы, кстати, проводили опрос среди студентов младших и старших курсов: «Хотели бы вы, чтобы вам было предоставлено больше свободы, больше часов для самостоятельной учебной работы?» Это бы приблизило нашу модель образования к западной, так как у нас большое число часов выделяется на лекционные курсы.

Студенты младших курсов, которые еще не столкнулись с системой обучения в вузе, действительно отвечали на вопрос: «Да, хотели бы больше часов для самостоятельной работы. В интернете все есть, мы будем сами это изучать». А студенты старших курсов, которые уже окунулись в систему высшего образования, понимают, что подготовленный профессор читает свои лекции в концентрированном виде, и если эту же тему дать на самостоятельное изучение, то они затратят в разы больше времени на поиск и обобщение полученной информации.

- В Беларуси в последние годы большие успехи в IT-сфере. Это влияет на мотивацию студентов?

- Конечно. Мотивация меняется, так как растет спрос на этих специалистов. Увеличивается интерес абитуриентов к специальностям информационно-коммуникационных технологий, соответственно, растут баллы, с которыми они поступают. Кроме того, у нас увеличилась так называемая практико-ориентированность образования. Многие студенты уже на старших курсах начинают работать по специальности, проходят стажировки.

В Гомеле уже около 10 лет присутствует (работает) Парк высоких технологий. Это экстерриториальная структура, и у нас расположено несколько предприятий-резидентов Парка. В первую очередь, EPAM Systems – это крупное американское предприятие, акции которого торгуются даже на Нью-Йоркской фондовой бирже. Также это IBA Gomel Park и еще несколько организаций IT-сферы. Наши студенты активно привлекаются этими предприятиями для стажировок и тренингов, а в дальнейшем – для работы.

Одним из толчков для открытия этих предприятий или их филиалов в Гомеле стало наличие соответствующего университета. Кроме того, до 80% сотрудников этих предприятий являются выпускниками Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины.

- Сотрудничает ли Гомельский государственный университет с российскими вузами или компаниями в каких-либо проектах или разработках?

- Разработок масса, потому что университет имеет 44 договора о сотрудничестве с организациями Российской Федерации. Есть хоздоговорная работа с ООО «Эстроком» в Москве по разработке технологий подготовки поверхностей медной проволоки. Также есть договор с «Группой Кремний ЭЛ» из Брянска. Это разработка состава золь-гель покрытий на основе диоксида кремния, а также технологии его нанесения на кремниевые пластины и измерения их электрофизических параметров. С Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова в Якутске велась разработка адгезивов постоянной липкости медицинского назначения.

У нас есть конкурс «100 идей для Беларуси», в котором участвовали два проекта наших студентов и аспирантов. Первый называется «Умный дом», второй – «Многослойные композиционные прозрачные проводящие пленки с защитным гидрофобным покрытием для применения в оптоэлектронике и солнечных элементах». В 2018 г. они вышли в финал республиканского конкурса и в ближайшее время будут защищать эти проекты в Минске.

Мы сотрудничаем с Институтом физики полупроводников имени А.В. Ржанова. Наши расчеты они реализовывали на своей установке импринт-литографии (одной из первых в России) для разработки мета-материалов со спиральной структурой.

У нас есть договоры о сотрудничестве с Московским государственным областным университетом и Московским городским педагогическим университетом. К нам приезжают студенты с разных факультетов этих вузов, проводят у нас до 10 дней. Наши студенты ездят в Москву по обмену. Также у нас есть совместная аспирантура с Курской академией муниципальной службы.

С 1991 г. мы очень тесно сотрудничаем с Объединенным институтом ядерных исследований в Дубне. С Брянским государственным университетом имени академика И.Г. Петровского у нас 3 проекта, если учитывать филиал этого университета в Новозыбкове. Также есть проект с Институтом физико-химических и биологических проблем почвоведения Российской академии наук в Пушкино. Сотрудничаем с Уральским федеральным университетом имени первого Президента России Бориса Ельцина и Институтом экологии, растений и животных Уральского отделения Российской академии наук.

- Как происходит это взаимодействие?

- Раньше научные изыскания проводили одиночки. Сейчас научная сфера превратилась в целостную систему генерации знаний, в которой заняты тысячи людей в разных странах мира. У нас получаются теоретические расчеты, моделирование, а в Новосибирске, например, есть уникальное оборудование. Поэтому мы разделяем эти работы, занимаемся своей частью работы, а Институт физики полупроводников имени А.В. Ржанова в группе профессора В.Я. Принца – своей. То есть профессионалы в своей области на наиболее высоком уровне выполняют свою часть работы. В результате такой кооперации получается синергетический эффект и более качественные результаты.

Знание и обучение становятся источниками инноваций, а также силой, которая способна поддерживать и расширять глобальный инновационный процесс. Мы сейчас строим экономику знаний. Именно в результате этих научных исследований мы генерируем новые знания, которые затем используем и в образовательном процессе.

Сейчас в Беларуси очень популярна концепция «Университет 3.0»: 1.0 – это только образовательная деятельность, 2.0 – образовательная и научная, а 3.0 – это когда университет занимается еще коммерциализацией своих научных результатов. У нас существуют конкурсы стартапов, где есть определенные успехи.

- Какие препятствия в сотрудничестве между Беларусью и Россией по линии образования Вы могли бы отметить?

- Мы около 70 лет жили в одной стране, сейчас же – в разных: у нас разные бюджеты, правила, в том числе и разные правила поступления абитуриентов в университеты. Есть и препятствия бюрократического характера, как, например, текущие сложности на границе. Препятствий хватает, но не хотелось бы на них концентрироваться, потому что, несмотря на все сложности, нам удается их преодолевать. Еще раз подчеркну, что у нас 44 действующих договора с предприятиями и организациями Российской Федерации.

- Сотрудничает ли Гомельский государственный университет со странами Евразийского экономического союза – Арменией, Казахстаном и Кыргызстаном?

- Да, у нас есть сотрудничество с этими странами, но менее интенсивное, чем с Россией.

В 2017 г. двое наших преподавателей приглашались Высшей школой образования «Назарбаев Университет» для чтения лекций в казахстанские университеты: Казахский государственный женский педагогический университет (г. Алматы) и Государственный университет имени Шакарима (г. Семей (бывш. Семипалатинск)). Весной этого года еще один наш преподаватель направляется в Казахстан для чтения лекций казахским студентам.

В нашем университете есть лаборатория, в которой отработаны методики тренировочного процесса спортсменов высокого уровня. Многие наши спортивные команды, в том числе олимпийские чемпионы, проходят обследование в этой лаборатории, получают рекомендации и улучшают спортивные результаты. В Казахстан наши специалисты выезжали для того, чтобы продемонстрировать свои достижения.

Что касается Армении, то в университете ежегодно проходит около 30 научных конференций, где участвовали и армянские представители.

Также в декабре 2017 г. был открыт филиал нашего университета в Шанхае. Хотя Китай не входит в Евразийский союз, но он входит в Шанхайскую организацию сотрудничества, где Беларусь является наблюдателем. Уже в январе 2018 г. 11 китайских студентов, которые окончили Институт индустрии, коммерции и иностранных языков в Шанхае, приехали в наш университет для продолжения учебы. Кроме того, в декабре в нашем университете был открыт Институт Конфуция.

Китай сейчас является бурно развивающейся страной, поэтому развивается и научно-академическое сотрудничество. Мы поставили в этом году вакуумно-плазменное оборудование в Нанкинский университет науки и технологий. У нас работает белорусско-китайская научная лаборатория по вакуумно-плазменным технологиям. Есть несколько научных проектов именно в области вакуумно-плазменных технологий и с Молдовой.

- Как Вы видите перспективы белорусско-российского сотрудничества в образовательной и гуманитарной сферах?

- Гуманитарное сотрудничество у нас развито на высоком уровне. В Гомеле несколько лет назад открылся Российский центр науки и культуры. Благодаря его координирующей роли в Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины проводится большое число всевозможных мероприятий и конференций. Совместно с Центром мы приглашаем в наш университет российских ученых и деятелей культуры для чтения лекций. К нам уже приезжали читать лекции журналист и режиссер Фекла Толстая и дочь поэта Константина Симонова Екатерина Симонова-Гудзенко.

В Государственном институте русского языка имени Пушкина в ноябре 2017 г. проводился Медиафорум «Русский язык. Образование. Коммуникация. Партнерство», где приняли участие более 100 преподавателей-русистов из 30 стран мира, в том числе и наш представитель – заведующий кафедрой русского, общего и славянского языкознания Владимир Иванович Коваль.

Представители Государственного социально-гуманитарного университета г. Коломна принимали участие в XI Международной методической конференции «Современное образование», которая проходила в нашем университете в ноябре 2017 г. Наш заведующей кафедрой русской и мировой литературы И.Н. Афанасьев проходил стажировку в Институте мировой литературы имени Горького Российской академии наук в Москве.

Налажено сотрудничество и с Астраханским техническим университетом, где мы участвовали в качестве соорганизаторов конференции «Информационные технологии и технологии коммуникации: современные достижения». Она была организована Институтом информационных технологий и коммуникаций Астраханского технического государственного университета в октябре 2017 г.

15-16 февраля в нашем университете прошла конференция, посвященная 190-летию Туркманчайского договора, который подписал генерал И.Ф. Паскевич. В Гомеле как раз находится дворцово-парковый ансамбль Румянцевых и Паскевичей. Эта конференция также проводится совместно с Российским центром науки и культуры.

После того, как этот Центр был открыт в Гомеле, я наблюдаю интенсификацию гуманитарного сотрудничества. Я думаю, что оно должно выходить на следующий уровень и покорять новые рубежи.

 

Статья подготовлена на основе материалов сайта eurasia.expert